Вступление.
Возникла мысль набросать обзор первой 16-битной игры в моей жизни, тем более на такой замечательной платформе как Sega Mega Drive – хоррор-боевик Splatter House часть 3!
Итак, случилось это на далекой-далекой Камчатке, в селе Эссо, что на пятьсот километров севернее региональной столицы Петропавловска-Камчатского.
10 сентября 1994 года в 22 часа 30 минут мой отец вернулся из командировки и протянул мне загадочную красно-черную коробку. Я уже который день не находил себе места, так как знал, что отец должен привезти новую 8-битку на замену моему еще в начале лета почившему в бозе 8-битному Hi-Tex 3000.
Стоит заметить, что на тот момент цены на 8-битные системы колебались от 80 тысяч рублей до 120 тысяч за китайские реплики. Варианты 8-биток типа Dendy, а тем паче Nintendo на тот момент в нашем краю даже не припомню…
На огромной и непривычно увесистой коробке с потрясающей полиграфией, что протягивал отец в мои дрожащие руки, я узрел невероятный ценник в 410 тысяч!!!
После первого шока я стал замечать иные интересные вещи на заветной коробке, как то: «16-bit entertainment system», «brilliant graphics» и «realistic stereo sound».
Отец, получив ожидаемый эффект, деловито пояснил, мол, это что-то более новое и мощное…
О боги, это действительно оказалось что-то с чем-то!!! 16-битная всесокрушающая и неукротимая мощь Мегадрайва ворвалась в мою жизнь раз и навсегда!
Игровой процесс.
Игровой процесс представляет собой типичный beat`em up, в стилистике хоррора.
По сюжету вселенское зло захватило особняк главного героя Рика, похитив его сына и поразив его жену недугом, грозящим обратить человека в чудовище.
Развитие сюжета по ходу игры раскрывается в рисованных заставках с подстрочным текстом.
В нелегкой борьбе Рика активно участвует некая маска, являющаяся самостоятельной сущностью и носимая на лице атлетичного протагониста.
Всего в игре 6 уровней, первые пять из которых состоят из множества соединенных между собой комнат (локаций).
Комнаты (локации) в пределах одного уровня можно проходить в произвольном порядке, пользуясь картой уровня.
При этом на прохождение каждого уровня отводится ограниченное количество времени. Превышение лимита времени влечет отрицательное развитие сюжета.
Если же пройти уровень с запасом времени не менее 2 минут, открывается секретная стадия с дополнительными жизнями. Жизни встречаются нечасто, хотя и не только на секретных стадиях, и выглядят как книги.
Основную часть времени Рик бьется врукопашную, однако на каждом уровне имеется какое-нибудь холодное оружие. Мне больше всего понравился огромный ржавый месарь на втором уровне.
Ключевой особенностью в бою является возможность перевоплощения в Рика-монстра, эдакого огромного человекоподобного существа с невероятной мускулатурой. Возможность трансформации зависит от наличия энергии силы, пополнить запасы которой позволяют синие энергосферы, разбросанные по уровню. В режиме монстра Рик менее уязвим к атакам врагов и крушит всех вокруг еще более эффективными и красивыми атаками.
Помимо энергосфер голубого цвета, на уровнях попадаются красные пульсирующие сферы, отвечающие за пополнение графы здоровья.
Всего в игре 8 видов монстров (с вариациями по цвету и живучести), от безголовых скелетов до мощных большеголовых прямоходящих тварей, у которых после отвалившейся в процессе сражения головы из горла вытягивается жуткая лапа.
В конце уровня вас ждет босс уровня, к каждому из которых требуется подобрать тактику боя.
Шестой уровень представляет собой одну локацию – поле боя с финальным боссом, которым окажется… Маска!
Несмотря на относительно небольшое количество ударов и приемов, большая свобода перемещения по локации (не только влево – вправо, но и вверх – вниз) и высокая информативность управления персонажем дарят поистине прекрасную динамику боя!
Вывод про информативное управление находит свое подтверждение даже (!) на отечественном Magistr Drive (с использованием его, я, собственно, и вспоминал баталии 21-летней давности), джойстикам которого до оригинальных все же очень далеко.
Моя оценка игрового процесса – 4,5 балла из 5!
Графика.
Да, 10 сентября 1994 года, после полуторачасовой ручной настойки цветного японского телевизора (этот японский Orion еще тот монстр был в части настройки по единственно предусмотренному RF-входу) картинка в этой графически средней для Мегадрайва игре показалась мне взрывом сверхновой, по меньшей мере…
Такие игры, как Sonic, Virtua Racing, Earthworm Jim, Mortal Kombat, Red Zone и многие другие впоследствии открыли мне глаза на возможности Sega Mega Drive. И все же я не считаю графику Splatter House 3 совсем уж посредственной! Да, здесь нет параллаксных фонов, псевдотрехмерных объектов, явно отсутствует максимальная одновременно выводимая на экран палитра цветов… Но здесь есть приличная анимация главного героя и его врагов, детально отработанные интерьеры локаций, большие боссы уровней, а чего только стоят огромные и практически по-мультяшному отрисованные кровавые лапы, вырастающие из пола в попытке схватить Рика после очередной драки с кровожадными тварями! Лично мне нравится графика в этой игре. А былые упреки в жестокости некоторых декораций и омерзительности отдельных монстров в этой игре на фоне современного уровня интерактивного насилия вызывает лишь грустную улыбку.
С учетом приведенных аргументов Splatter House 3 получает от меня 3,5 балла за графическое оформление!
Звуковое сопровождение.
В далеком 1994-ом, после незатейливых сэмплов в 8-битных играх, звук в Splatter House 3 вызвал у меня восторг! Кто бы что ни говорил про отсутствие реального 16-битного звука на Мега Драйве, отрыв от 8-биток очень велик.
Относительно данной игры я бы отметил очень атмосферное музыкальное сопровождение и звуковые эффекты, хотя и не лучшие на платформе в плане технического исполнения. Саундтрек в бою вызывает прилив адреналина, а проникновенные нотки в перерывах между боями сгущают туман опасности и таинственности. Совершенно замечательный момент - звуки поскрипывающих дверей между локациями. Мне сразу вспоминается Resident Evil для Sony Playstation.
Озвучка отдельных монстров, как в бою, так и в предсмертной агонии, вполне реалистична и добавляет мрачной брутальности ко всему происходящему на экране.
В целом, я считаю, что звуковое сопровождение в игре можно назвать удачным и в рамках формата Sega Mega Drive поставить 3,5 балла!
Заключение.
Что мы имеем в итоге? Очень неплохой динамичный рукопашный боевик!
В зависимости от успешности прохождения существует несколько финалов игры.
Помимо боевой динамики и интригующей музыки радуют некоторые мелкие моменты, непосредственно не влияющие на прохождение игры: выступающие кровоподтеки на картине в случае приближения к ней, страшноватая когтистая лапа, указывающая очевидное направление движения, исчезающий силуэт Рика на одной из локаций подземелья…
Если Вы пресытились Streets of Rage или Golden Axe, запускайте Splatter House 3 и сметайте полчища монстров в неистовой битве Рика!
Итоговый балл – 3,83: Хорошо.