Правила форума

Правила, действующие в этом форуме и всех его подфорумах:

1) Запрещена реклама в любых её проявлениях (сразу бан без предупреждения)!
2) Мат тоже не приветствуется на форуме, но иногда можно выразить свои чувства ( лучше заменяйте матные слова точками, пробелами, другими буквами)!
3) Категорически запрещается унижать, посылать, издеваться над участниками форума! Мы здесь все - одна большая и дружная семья! Поэтому за нарушение этого правила автоматически будем банить!
4) Разрешены ссылки на информацию, которые относятся к тому или иному разделу форума!
5) Ссылки не в тему будут удаляться и пользователь получит предупреждение или будет забанен!
6) Пользователям разрешено задавать любые вопросы относящиеся к теме, а мы все дружно ответим на эти вопросы. А также отвечать на вопросы и высказывать своё мнение.
7) Повторные темы, которые будут создаваться, будут удалены! Создавайте темы, удостоверившись, что такой темы нет на форуме!
8) Запрещён флуд во всех его проявлениях, сообщения не по теме, сообщения состоящие из одного или нескольких смайликов без текста, сообщения типа - Вах!, Рулез!, Круто! и т.п. Пользуйтесь пожалуйста кнопкой [EDIT], не плодите бессодержательные сообщения.
9) Использование смайликов разрешается не более 3-х подряд!

Добро пожаловать на наш форум!



Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
3DO спустя 25 лет - воспоминания 
Автор Сообщение
Аватара пользователя
Старожил
Старожил

Группа: Пользователи
Сообщения: 5091
Регистрация: 21 июн 2010, 06:50
Откуда: Донецкая Народная Республика
Модель 3DO: Нет
Ответить с цитатой


Сегодня её записывают в консоли-аутсайдеры вроде Atari Jaguar. Спустя четверть века и впрямь сложно понять, зачем кто-то покупал дорогущий аппарат с парой-тройкой достойных эксклюзивов. Но в 1993 году так выглядела сделка века, а от 3DO сносило крышу. По случаю 25-летия приставки вспоминаем, как бодро она ворвалась на рынок развлечений и как понуро ушла в закат.

Рабочая схема

Можно ли выпустить два миллиона электронных устройств, не вкладывая в производство ни цента? Спросите у разработчика компьютеров Amiga Дэвида Нидла и вице-президента компании Epyx Роберта Микала. В 1989-м оба встретились в ресторане, чтобы обсудить геймерскую консоль, возможности которой превосходили бы PC. Сегодня подобное кажется анекдотом, а тогда было вполне реальным проектом. Инженеры решили обскакать конкурентов за счёт 32-битной системы, многозадачности и набирающих популярность CD-приводов. Тут же набросали схему на обычной салфетке.

Но вот беда: хотя план и был хорош на бумаге, лишних денег на производство у коллег явно не водилось.

Изображение


Что делать? Брать кредит в банке? Обращаться к акулам рынка? «Не обязательно», — ответил Дэвиду и Роберту основатель Electronic Arts Трип Хокинз. Достаточно лицензировать спецификации, чтобы собирать аппараты на разных заводах, но под одним брендом. Конечно, такой подход создавал определённые проблемы. Ведь Nintendo и SEGA — консольные лидеры той эпохи — намеренно удешевляли железо, вплоть до убыточности, а наваривались на картриджах. Но можно было пойти и по иному пути: снизить тариф для издателей игр до минимума, компенсировав таким образом высокую цену платформы.

Зато сколько преимуществ получал геймер! Во-первых, самую мощную приставку на рынке. А во-вторых, развлечения на все лады, от приторно-детских до сугубо взрослых. Платформодержатель без репутации, мизерная такса для паблишеров — вот вам и рецепт успеха! Трипа так увлекла мечта, что для её воплощения он в 1991 году основал компанию 3DO. Вообще, при нём EA была легка на подъём и немало отличалась от нынешней «корпорации зла» с конвейерными сериями и лутбоксами. Поэтому за свежую идею бизнесмен взялся с энтузиазмом, а заодно пополнил команду парой классных технарей, ведь всё началось с их подачи.
Цитата:
Мы с ними родственные души, нас всегда заботили одни и те же вещи. Оказалось, что они уже приступили к разработке системы следующего поколения и приняли очень важные решения, которые могли бы прийти на ум мне самому. Поэтому мы объединили силы, начали вместе с нуля.

Трип Хокинз

Изображение


Название фирмы отражало амбиции её директора: раз уж существуют слова «аудио» и «видео», почему бы не появится термину «тридио»? Позже остряки расшифровывали аббревиатуру как 3 dollars only («только 3 доллара») — столько брали с издателей за каждую копию диска, выпущенного для консоли. Дёшево? Безусловно. Но сделало ли это доступной саму приставку? Как бы не так.

Пускай схема и выглядела здорово, практическая реализация влетела производителям в копеечку.

32-битный ARM60 с частотой 12,5 МГц, ещё два процессора для обработки изображений да математический сопроцессор в придачу, 2 мегабайта ОЗУ и даже по 1 МБ на видеопамять и ПЗУ — по тем временам прямо чудо. Не говоря уже о возможности подключать наушники к геймпадам, слушать четырёхканальную музыку или смотреть кино в формате Video CD.

В 1992-м, после регистрации софтверных лицензий, Хокинз разослал предложения более чем 80 производителям электроники, включая лидеров рынка — Sony и Panasonic. Последние оказались сговорчивы и подписали контракт на выпуск Interactive Multiplayer, как назвали систему. Хотя вендор добавил свою маркировку — модель FZ-1 R.E.A.L., — геймерам было проще запомнить заветное 3DO. Да и цена из трёх цифр тоже бросалась в глаза: на старте продаж в октябре 1993 года за коробку просили аж 699 долларов. И это в США. А в России того времени вы вряд ли нашли бы ценник ниже тысячи. Где бы ни продавали устройство, оно всюду обретало славу «приставки для богатых». Масла в огонь подливала реклама: если не 3DO, то кто? Всё-таки самая продвинутая система во вселенной.



Но уже через шесть месяцев Panasonic опустила стоимость до $499, а позже к серийному выпуску подключились другие фирмы — Goldstar (ныне LG) с ценником $399 и Sanyo. Право производить системы Interactive Multiplayer также приобрели Samsung и Toshiba, а в январе 94-го на выставке Consumer Electronics Show появился прототип с лого AT & T. Казалось, дело набирало обороты, подход Трипа Хокинза находил всё больше откликов, но в 1994 году вышла новинка, которая поставила в этой истории точку. Речь о Sony PlayStation. И чем же подкупил публику новый конкурент? Правильно, играми.

Мыльное кинцо

Хокинз и компания полагались на графику. Дескать, дадим кодерам спецификации, а они сбацают что-нибудь крышесносящее. Места-то на дисках хватает для ого-го каких красот! Увы, план не сработал. Сегодня это прозвучит странно, но в 93-м разработчики ещё не знали, с какой стороны подойти к CD.

Возникла патовая ситуация: консоли с поддержкой формата вышли, но заполнить пропасть в 700 МБ было попросту нечем.

Ведь все популярные развлечения той эпохи имели гораздо меньший объём — к примеру, шутер DOOM занимал всего 40 мегабайт. А его считали технологическим прорывом! Куда уж круче?

Изображение


Единственным видом медиа, требовательным к свободному месту на носителе, оказались фильмы. Вот почему на геймеров обрушилась лавина игр с обилием видеовставок, или, как гласила реклама, FMV (Full Motion Video). Snow Job, Daedalus Encounter, Crime Patrol, Drug Wars, скандально известная Night Trap, из-за которой чиновники придумали возрастные рейтинги, — кинцо, виденное обладателями 3DO, можно перечислять бесконечно. Попадались и оригинальные решения вроде видеофайтинга от первого лица Supreme Warrior, и настоящие блокбастеры уровня Wing Commander III, где сыграл Марк Хэмилл. К тому же консоль стала практически идеальной платформой для совсем откровенных забав. Геймплей там, правда, не всегда водился, зато удовольствие гарантировали девицы на обложке!

Диски дисками, но жизнь приставки с самого старта омрачала и другая проблема — её техническая навороченность. Из-за чего на момент релиза системы к ней прилагалась всего одна забава — Crash 'n Burn за авторством тогда ещё малоизвестного коллектива Crystal Dynamics. И всё. Остальную линейку «первого дня», включая Return Fire, Road Rash, FIFA International Soccer и Jurassic Park Interactive, пришлось отложить до лучших времён.
Цитата:
Честно говоря, у разработчиков возникли проблемы с новой аппаратной частью. Многие были уверены, что сделают игры к 1993-му, а опоздали на год. Можете считать это смертельным ударом.

Трип Хокинз

Изображение


И действительно. Через год Sony представила PlayStation, а SEGA — не самую успешную, но всё же обогнавшую 3DO систему Saturn. Позже к гонке подключилась Nintendo с новенькой N64. Несмотря на столь мощных конкурентов, Хокинз в 94-м всё же боролся за место под солнцем. Он упирал на свободную политику компании и 20 супертайтлов, что выйдут вот-вот — подождите, мол, ради бога. Журнал Computer Gaming World вторил бизнесмену: «3DO готова к любым испытаниям в ближайшие 12 месяцев». Но что толку от обещаний? Мультиплеер людям тоже сулили, а он ограничился подключением одного геймпада к другому — никаких вам матчей по сети.

Это не значит, что на 3DO Interactive Multiplayer не было ничего выдающегося.

С консоли начали восхождение к славе гоночные сериалы Need for Speed и Road Rash. На неё портировали DOOM, Wolfenstein 3D, Syndicate, Myst, Alone in the Dark, Super Street Fighter II и другие хиты 90-х. Российские геймеры наверняка вспомнят тот же космосим Wing Commander III, Star Control II, Gex, приключения Капитана Квазара… Нет, «тридэошку» не назовёшь пустышкой. Тем более в 1993-м она открыла для нас пятое поколение — раритетов вроде Atari Jaguar или Amiga CD32 на постсоветском пространстве никто в глаза не видел. Но до сих пор 3DO используют как пример неудачного запуска при интересной концепции и пафосной рекламе.



Крах и забвение

Платформу поддерживали всего три года, с 93-го по 96-й. Даже столь короткого периода могло бы хватить, окажись у Хокинза под рукой серия убойных эксклюзивов. Но из-за чересчур вольной политики компании приставка будто не имела лица. Не было ярких маскотов, чётко обозначенной аудитории, единого производителя железа. Плыть против течения можно, но недолго. Это понимал и сам продавец спецификаций:
Цитата:
На мой взгляд, компании типа Nintendo слишком пекутся о контроле над собственными империями. 3DO предложила более либеральный подход, поскольку я убеждён, что людям нравится свобода. И я не удивлён тому, как развивается игровая индустрия с тех пор.

Трип Хокинз

Он же забил последний гвоздь, анонсировав в 1995-м приставку-преемницу под кодовым названием M2. Это при нераскрытом потенциале первой! Деловые партнёры расслышали в заявлении Трипа звук сматывания удочек. Например, руководство Goldstar в декабре опустило стоимость устройств до $300 и принялось строить планы на прибыли от игр — по примеру лидеров рынка. Но предшественница LG лишь потеряла по сотне баксов с каждого экземпляра, поскольку схему нельзя было повернуть в обратном порядке.

Как нельзя вернуть времена, когда трава была зелёной, а с экрана улыбался молодой Люк Скайуокер. И единственное, что сегодня может украсить 3DO Interactive Multiplayer, — добрая память о ней.

Последний раз редактировалось Evgen-san 21 окт 2018, 17:03, всего редактировалось 3 раз(а).


_______________________________________
R.E.A.L 3DO Interactive Multiplayer


21 окт 2018, 00:32
Профиль
Случайный аватар
Осваиваюсь
Осваиваюсь

Группа: Пользователи
Сообщения: 37
Регистрация: 05 ноя 2011, 00:12
Модель 3DO: Panasonic FZ-10 NTSC-U
Ответить с цитатой

Отличная статья. А в верстке 4pda она выглядит и читатеся еще лучше!


21 окт 2018, 14:25
Профиль
Аватара пользователя
Специалист
Специалист

Группа: Администраторы
Сообщения: 9351
Регистрация: 03 дек 2009, 22:32
Откуда: MO/DK
Модель 3DO: Panasonic FZ-1 NTSC-U
Ответить с цитатой

Да, статья офигенна. :co_ol: Evgen-san, это ты её сам написал?

_______________________________________
Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал голову с полной шеи. Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один.


21 окт 2018, 16:25
Профиль WWW
Аватара пользователя
Старожил
Старожил

Группа: Пользователи
Сообщения: 5091
Регистрация: 21 июн 2010, 06:50
Откуда: Донецкая Народная Республика
Модель 3DO: Нет
Ответить с цитатой

Аркадий шутник :ni_zia:
у меня нет навыков писать такие хорошие статьи

Invar
ничто не мешает перейти на сайт 4pda, нажав на заголовок в котором ссылка на оригинал статьи и прочитать её

_______________________________________
R.E.A.L 3DO Interactive Multiplayer


21 окт 2018, 16:41
Профиль
Аватара пользователя
Всё, я здесь навсегда!
Всё, я здесь навсегда!

Группа: Пользователи
Сообщения: 188
Регистрация: 25 авг 2015, 13:53
Модель 3DO: Panasonic FZ-1 NTSC-J
Ответить с цитатой

Видно, что статью писал свой человек, посвятивший свои лучшие годы этой приставке и любящий её всей душой... даже в комментариях народ с теплой ностальгией стал вспоминать как рубился на 3DO в Черепашки ниндзя и Command&Conquer


22 окт 2018, 15:30
Профиль
Аватара пользователя
Старожил
Старожил

Группа: Пользователи
Сообщения: 5091
Регистрация: 21 июн 2010, 06:50
Откуда: Донецкая Народная Республика
Модель 3DO: Нет
Ответить с цитатой

Max Amillion писал(а):
..народ с теплой ностальгией стал вспоминать как рубился на 3DO в Черепашки ниндзя и Command&Conquer

C&C и чебурашки ниндзя на 3DO? :ps_ih:

_______________________________________
R.E.A.L 3DO Interactive Multiplayer


22 окт 2018, 15:47
Профиль
Аватара пользователя
Всё, я здесь навсегда!
Всё, я здесь навсегда!

Группа: Пользователи
Сообщения: 188
Регистрация: 25 авг 2015, 13:53
Модель 3DO: Panasonic FZ-1 NTSC-J
Ответить с цитатой

Evgen-san писал(а):
C&C и чебурашки ниндзя на 3DO?

Ага, а ещё в Golden Axe и Контру


22 окт 2018, 16:16
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
© 2008-2018 «3DOPLANET.ru». Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software || Русская поддержка phpBB || Time : 0.034s | 18 Queries | GZIP : On
Valid XHTML 1.0!