Escape from Monster ManorЖанр: Shooter, First-Person, Horror
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Studio 3DO
Платформа: 3DO
Год выпуска: 1993
Как то летом, теплым но уже поздним вечером, ко мне заглянул друг, достаточно далекий от приставок человек, но интелегентный и интересный.
Я тогда ещё курил, и по этому мы с ним с полчаса проторчали на лестничной клетке, но достигнув стадии двух рослых ежей в тумане, всё же решили перебраться в квартиру.
В комнате, у меня на паузе стоял
Wolfenstein 3D, музыка в котором буквально поразила Дэна.
- Лёх, не знаю как игра, но музыка тут прямо как в фильме! Американском! Про войну.
- Собственно, это то и есть, - криво усмехнулся я, краем глаза наблюдая за нелёгкой судьбой Барковича, теперь целиком и полностью зависящего от джойстика в руках моего товарища, - Только слегка с виртуальным уклоном.
- А есть что-нибудь такое...Этакое? - вопросительно глядя на меня, Дэн поставил Вольф на паузу.
- Особенное? - переспросил я, - Например?
- Ну как
DooM только круче, страшнее и что-бы ни на что похоже не было! - выпалил он.
- Хах! Ну ни на что не похожее я тебе сейчас покажу!
И
FZ-1 поглатил недавно мною купленный дисок
Escape from Monster Manor.
Реакция Дениса на на игру, пожалуй говорит всё о том, как можно относиться к этому результату долгой мысли программистов.
Хотя, в большинстве своём нахимичили то не они, а сценаристы, которые явно не так давно вернулись из тех тёмных и далёких мест, в которых стены обиты изначально белым, со временем принявшим серый оттенок, мягким покрытием... А на окнах там... Правильно, решётки.
И так, не избалованный в те времена продуктами мультимедиа Дэн подпрыгивал и вскрикивал, громко дивился и таращил глаза, истерично смеялся и что то бубнил себе под нос...
Ясно было одно, что первые пару часов отодрать от экрана его можно было даже и не пытаться.
Я попробовал это сделать через три часа, с четвертого раза получилось.
Покачиваясь, с приболдевшим видом Денис отправился домой, а на утро позвонил мне и попросил больше НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАТЬ ЕМУ ЭТО!
- Почему??? - вытаращил я глаза на телефонную трубку, - Ведь тебе вчера так понравилось!
- Да я сейчас у друга сижу, литературку у него полистал... Профессиональную... - уклончиво ответил Дэн.
- И что? - решил я дожать товарища, примерно уже догадываясь о чём, собственнно идёт речь, исходя из своего опыта, который я получил написав будучи студентом медицинского, большой и красочный реферат на тему "Шизофрения"...
- Что, что! - гаркнул Дэн, - Он психиатр! И всё что вчера творилось на экране твоего телевизора, подробно описано в одном из его справочников, в главе под немногозначным названием "
Параноидальный и шизофренический бред"!
Скажете, что так можно сказать практически о любой игре в данном жанре, и тем более под ярлыком "
хоррор"?
И будете отчасти правы.
Однако, не совсем.
Такого проявления схожести с простейшим сумасшедшим бредом, я и впрямь не видел не в одной другой игре.
В принципе, что такое
Escape from Monster Manor?
Это сборник клише, порою идеально подогнанных а иногда нагроможденных словно в спешке.
И вовсе не факт, что их отличная подборка станет страшнее случайного комкания, зачастую за счет нагромождения образов в текущей ситуации игра и становится страшной...
Всё это вы понимаете буквально через пятнадцать - двадцать минут после включения
Escape from Monster Manor, как и то, что то, что сейчас происходит на экране, больше всего походит именно на бред рождающийся в голове сумасшедшего, который лежит на койке с бессознательным видом, лишь изредка пуская пену из уголка рта...
И в самом деле - в темном, старинном доме небывалых размеров и еще более нереальной планировки, на вас надвигаются штабелями одинаковые как трое из ларца, клоны Смерти с косой, в особо одиноких тёмных углах выскакивают на деле безобидные, но крайне неожиданные полупрозрачные призраки с явным и единственным желанием - напугать вас до усрачки, а в других углах весело покачиваясь корчатся висельники...
Дальше больше - в скором времени среди ваших друзей появятся и другие виды негативно настроенной к человечине нечисти.
Что вы скажете, например, по поводу большой, лысой словно инопланетянин изображённой бульварной прессой, башки, которая в окружении множества своих собратьев, с мордой искаженной ненавистью, будет по воздоху нестись на вас с целью заблевать вас чем то не просто крайне противным и зелёным, но и судя по вашей быстрой смертности, очень опасным.
Но и это, разумеется ещё не всё.
Будут ещё и другие головы, более походящие на останки хомо сапиенсов и сохранившие некоторый волосяной покров, будут неприятные чудовищные призраки в саванах, пугающие вас традиционным подвыванием привидений из дешевых фильмов и крайне мощные как враги, позже будет море пауков спускающихся на своих невидимых паутинах отовсюду и не дающих вам практически никакого шанса на спасение, за исключением везения...
Скажите, разве всё это не похоже на продукт шалости съехавшего с катушек разума?
А если все эти чудики будут гоняться за вами в старинном гротескном доме, скорее замке, его подвале выложенном каменной кладкой, в подземном гроте, видать находящемся еще на ярус ниже и по ночной улице, ограничивающей вас с одной стороны непроходимой зеленью а с другой заборами и калитками из железных прутьев, плюс всё это будет поражено извилистой архитектурой лабиринта, в которую облачить данные места мог ТОЛЬКО интелект душевнобольного?
А чего стоит то, как идеологи игры решили отразить физическое состояние персонажа?
Здесь нет линейки жизни, видно лишь вашу руку, которая по мере ухудшения здоровья всё больше и больше становится похожей на конечность живого трупа...
Так-же, крайне занятно сделан эффект
GAME OVER - с диким воплем ваш герой откидывается а в экран летит здоровенный, графически потрясающе выполненный, череп с горящими глазами и потусторонним воплем.
Осмелюсь предположить, что он является именно тем, во что превращается сам главный герой после того, как его ручонка выглядит уже совсем скверно.
А саундтрек?
Вот уж идеальная подборка клише - на страшные звучки "потусторонней" музычки наложены вопли и хрипы, рыки и стоны, рёв и мольбы, в некоторых этапах это всё сменяется неким балаганным мотивом с какими то высказками претендующими на черный юмор, а ближе к концу, когда игра становится всё сложнее и запутаннее, музыка становится всё напряжённее и напряжённее.
Кстати о запутанности, в чем собственно сущность геймплея, спросите вы меня.
Смысл данного
Horror FPS достаточно прост - вы ходите по лабиринтам, собирая тоннами ключи открывающие различные двери, а так же подхватывая по дороге красные медицинские кресты, когда порядком огребёте и светящиеся энергетические заряды, поддерживающие убойную силу вашего своеобразного оружия, с которыми у меня ассоциируются разве что пушки у главных героев фильма "Охотники за привидениями".
Кстати, линия заряда вашей призрако-убивалки находится на ней же самой...
Так вот, идёте вы так себе и идете по темным лабиринтам, видя вдали и впрямь одну темноту, и в конце каждого уровня натыкаетесь на стремного вида портал, зайдя в который и заканчиваете свои мучения до начала следующего этапа.
И что же мы имеем, снова спросите вы?
Мы имеем игру, которая не может восприниматься как то однозначно.
Переодически, лишая нас большинства патронов, наваливаясь на нас огромной кучей воинов нежити, выплывающих в прямом смысле из неизвестности тьмы, и резко взвывая необычным саундтреком, она пугает нас до такого состояния, когда во рту становится абсолютно сухо а ноги становятся буд то ледяными...
А иногда, при очередных потугах на оригинальность она начинает смешить нас тем, как авторы не подумав перегибают палку.
И сюжет, повествующий о том, как некий древний амулет защищающий весь мир от тех, кто не хочет мира во всём мире, был похищен и расколот на тучу осколков, теми самыми кто не хочет мира для мира, которые эти гады, плюс ко всему, растащили по тёмному особняку, явно служит быстро дописанной иллюстрацией ко всему этому празднику психопатичности, сделанной просто потому-что надо.
Стоп!..
У вас возможно, создалось впечатление буд-то я ругаю игру, не доволен ей?
Совершенно напротив!
Уже много лет, я от неё в полном восторге.
Во первых, у неё есть то, чего нет у многих современных и не очень, прогрессивных игр - у неё есть атмосфера!
Невероятная, глубокая, тёмная, кошмарная, фантасмогорическая, параноидальная, шизофреническая...
Список можно продолжать долго, ведь эта игра из разряда тех произведений - фильмов, книг и игр, которые заставляют нас все-время поворачиваться там, где надо отвернуться, что-бы всё таки увидеть, увидеть то, что чья то больная фантазия обернула в весьма красивую и мощную для приставки
3DO графику, наградила отличным и пугающим саундтреком и наделила немалым уровнем сложности!
Bellissimo, perfect, великолепно!
Ведь именно такие вещи, вроде бы достаточно простые и образные, на самом деле содержат в себе недюженный смысл и пожалуй, достойны называться гениальными...